Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

толстой лев ник

Гуманитарный словарь

ТОЛСТО́Й Лев Ник. (1828-1910) - писатель. Род. в старин. дворян. семье, в усадьбе Ясная Поляна. В раннем детстве потерял родителей. Получил дом. образование. Учился на вост. и юрид. ф-тах Казанского ун-та (1844-47), затем ушел из него, жил в Ясной Поляне и Москве. С 1847 начал вести дневник, ставший опытом самонаблюдения и анализа, сыгравший большую роль в подготовке писат. деят-ности (с нек-рыми перерывами дневник велся до последних дней жизни Т.). Из дневниковых записей вырастает незаконч. повесть "История вчерашнего дня" (1850), в к-рой уже намечены нек-рые особенности толстовского худож. метода. В 1851 Т. отправляется на Кавказ, поступает на воен. службу, участвует в боевых действиях против горцев. На Кавказе написана первая часть во многом автобиогр. трилогии "Детство" (1852, первоеопубл. произв. Т.), впоследствии продолженная пов. "Отрочество" (1854) и "Юность" (1855-56). Здесь впервые была высказана мысль о нравственном самоусовершенствовании - этический принцип поведения человека, к-рый определяет содержание дух. жизни его героев и к-рый Т. считал важнейшим принципом собст. поведения. Кавказские впечатления легли в основу повестей и рассказов "Набег", "Рубка леса", "Казаки" (1855-56) и др. В 1854 Т. переводится в Севастополь, участвует в Крымской войне, о к-рой рассказывает в цикле очерков "Севастополь в декабре месяце", "Севастополь в мае" (оба - 1855), "Севастополь в августе 1855 года" (1856). После окончания войны Т. приезжает в СПб., знакомится с писателями из круга "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. Н. Островский и др.), публикует повести и рассказы "Два гусара" (1856), "Утро помещика" (1856), "Три смерти" (1859), "Семейное счастье" (1859) и др. Результатом первой поездки за границу стал выросший из дневниковой записи рассказ "Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн" (1857), в к-ром предъявляется строгий счет зап. цивилизации, потерявшей нравств. основы. Уже в первое десятилетие творчество Т. характеризуется масштабной и острой постановкой "предельных" проблем индивид. и соц. жизни (жизнь и смерть, война и мир, природа и цивилизация, Россия и Европа, крестьянство и дворянство, современность и история, естественность, органичность поведения и "тщеславие", театральность человеческой жизни), пластич. мощью и свободой воспроизведения предметного мира, особым типом психологизма, "диалектикой души" (Н. Г. Чернышевский), воссоздающей характер персонажа в его текучести, сиюминутности, сложных, противоречивых отношениях слова, мысли и поступка. В нач. 1860-х гг. Т. увлекается педагог. деят-ностью, открывает в Ясной Поляне школу, преподает в ней, издает педагог. ж. "Ясная Поляна", публикует статьи с изложением своей педагог. теории. В нач. 1870-х гг. еще раз возвращается к этим вопросам, составляет "Азбуку" (1877) и "Русские книги для чтения" (1875).

Вершиной и синтезом худож. исканий Т. стал роман "Война и мир" (1863-69), ист. повествование об эпохе наполеоновских войн, размышление о проблемах философии истории и в то же время грандиозная фреска рус. национальной жизни, "Илиада русских" (А. Моруа) - классич. образец романа-эпопеи, нового жанра мировой лит-ры. Созданный в следующее десятилетие роман "Анна Каренина" (1873-77) воссоздает трагически-конфликтную картину "переворотившейся" совр. жизни в ее частно-индивидуальном и соц. аспектах. Изображ. в финале романа нравств. кризис автопси-хологич. героя, Левина, хронологич. совпадает с резким переломом в мировоззрении самого писателя.

С кон. 1870-х гг. Т. отрицает свое предшествующее творчество, резко критикует весь уклад обществ., гос. и религ. жизни с позиций патриархального крестьянского сознания, проповедует идеи "непротивления злу насилием" и обращается к ценностям личного, внецерковного христ-ва. Новая мировоззренч. парадигма ("толстовство") выразилась прежде всего в религ.-филос. сочинениях "Исповедь" (1879-82), "Так что же нам делать?" (1882-86), "В чем моя вера" (1884) и др. Т.-публицист постоянно откликается на острейшие проблемы рус. жизни: голод ("О голоде", 1891), правительств. террор эпохи 1-й рус. рев-ции ("Не могу молчать", 1908), рабочий вопрос ("Рабство нашего времени", 1900). Т.-художник после перелома отказывается от метода "диалектики души" и в назидательно-дидактич. манере, но с поразительной силой раскрывает "ложь" совр. цивилизации и истину "жизни по-божьи" (пов. "Смерть Ивана Ильича", 1886; "Крейцерова соната", 1887-89; "Отец Сергий", 1890-98; драмы "Власть тьмы", 1886; "Живой труп", 1890). Наиболее полно худож. искания позднего Т. отразились в "социально-идеологич." (М. М. Бахтин) романе "Воскресение" (1889-99) с его "трезвым реализмом", гневным пророч. пафосом и в то же время изображением нравств. "воскресения", перерождения центр. героев. Вскоре после публикации романа Т. был отлучен от церкви (1901). Повесть "Хаджи Мурат" (1896-1904) в известной мере была возвращением к старой манере Т.; в гл. герое поэтич. воплощен дух борьбы, героич. "противления" злу и насилию.

28 окт. (10 нояб.) 1910 Т. совершил поступок, о к-ром давно мечтал и к-рый не раз изображал в своих произв. Он тайно покинул Ясную Поляну, решив и биографически навсегда порвать с "барским" образом жизни, поселиться в крестьянской избе где-нибудь на Ю. По пути Т. заболел и 10 (22) нояб. умер на станции Астапово. Уход, смерть и похороны писателя вызвали большой резонанс во всем мире, стали кульминац. точкой его жизненного пути.

Соч.: Полн. собр. соч. в 90 тт. М., 1992.

Лит.: Шкловский В. Б. Лев Толстой, М., 1963 (Серия ЖЗЛ); Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой // Б. М. Эйхенбаум. О литературе. М., 1987.

Л. Н. Толстой с внучкой Верой. 1907

Л. Н. Толстой с внучкой Верой. 1907

Полезные сервисы

толстой лев николаевич

Энциклопедический словарь

Толсто́й Лев Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почётный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-54), «Юность» (1855-57), исследование «текучести» внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных отношений, проходит через всё его творчество. В повести «Казаки» (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея «Война и мир» (1863-69) воссоздаёт жизнь различных слоёв русского общества в Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном I. Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с её «роевым» сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе «Анна Каренина» (1873-77) - о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной» страсти - Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. «Тайновидец плоти» (по выражению Д. С. Мережковского), Толстой утверждает самоценность жизни как таковой в её бесконечности и неуправляемой переменчивости. С конца 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и «опрощения» (породившей движение «толстовства»), Толстой приходит ко всё более непримиримой критике общественного устройства - современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучён от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (1889-99), повесть «Крейцерова соната» (1887-89), драмы «Живой труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-86, «Отец Сергий», 1890-98, «Хаджи-Мурат», 1896-1904). В сочинениях морализаторского характера («В чём моя вера?», 1884; «народные рассказы»), публицистике («Не могу молчать», опубликовано за границей в 1908), в «Исповеди» (1879-82) христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово.

Л. Н. Толстой.

* * *

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич - ТОЛСТО́Й Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН.

Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-1854), «Юность» (1855-1857), исследование внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, проходят через все его творчество. В повести «Казаки» (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея «Война и мир» (1863-1869) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия в войне с Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения личности и стихия русской народной жизни с ее «роевым» сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе «Анна Каренина» (1873-1877) - о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной» страсти - Толстой обнажает основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой. С конца 1870-х годов переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и «опрощения» (породившей движение «толстовства»), Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства - бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (1889-1899), повесть «Крейцерова соната» (1887-1889), драмы «Живой труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-1886, «Отец Сергий», 1890-1898, опубликованы в 1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера «Исповедь» (1879-1882), «В чем моя вера?» (1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.

«Радостный период детства»

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».

Казанский университет

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

«Бурная жизнь юношеского периода»

После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

«Война и свобода»

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки»(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник» (см. СОВРЕМЕННИК (название журналов)), не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

Крымская кампания

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» - «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».

В кругу литераторов и за границей

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.

Народная школа

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

«Война и мир» (1863-69)

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год».

Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира».

Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.

Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»).

«Анна Каренина» (1873-77)

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни - этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

Перелом (1880-е гг.)

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском - в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений - драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством «Посредник» (см. ПОСРЕДНИК), основанном В. Г. Чертковым (см. ЧЕРТКОВ Владимир Григорьевич) по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как «выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

«Воскресение» (1889-99)

Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого - откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой - сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало - проявились в романе со всей наглядностью.

Уход и смерть

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Большой энциклопедический словарь

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910) - граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852-54), "Юность" (1855-57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество. В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека.

Эпопея "Война и мир" (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873-77) - о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти - Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" - Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства - современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889-99), повесть "Крейцерова соната" (1887-89), драмы "Живой труп" (1900, опубликована в 191..1) и "Власть тьмы" (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884-86, "Отец Сергий", 1890-98, опубликованы в 1912, "Хаджи-Мурат", 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в т. ч. "Исповедь" (1879-82), "В чем моя вера?" (1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.

Энциклопедия Кольера

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

(1828-1910), русский писатель. Родился 28 августа 1828 в Ясной Поляне, семейном поместье в Тульской губернии. Его родители, родовитые российские дворяне, умерли, когда он был ребенком. В 16 лет, воспитанный домашними учителями, Толстой поступил на факультет восточных языков Казанского университета. Однако недоверие ко всякому авторитету вынудило его поставить под сомнение достоинство формального обучения, и в 1847 он бросил университет и вернулся в Ясную Поляну управлять своим имением и самостоятельно завершать образование. Толстому не слишком удалось ни то, ни другое, и несколько лет его более или менее устраивала рассеянная светская жизнь в Москве и Санкт-Петербурге. Он описал свою неудачу в качестве управляющего в рассказе Утро помещика (1854), а светское безделье, равно как и угрызения совести по этому поводу отражены в дневнике, который он вел с редкими перерывами до конца жизни. В 1851 Толстой уехал на Кавказ к брату Николаю, офицеру российских войск. Получил армейскую должность и между делом занимался сочинительством. В 1852 закончил свою первую повесть Детство, опубликованную в журнале "Современник". В 1854 Толстого перевели на Дунайский фронт, и ему довелось пережить осаду Севастополя во время Крымской войны. Этот опыт вдохновил его на блистательно реалистические Севастопольские рассказы (1855-1856). Вскоре после завершения боевых действий Толстой оставил военную службу и некоторое время жил в Санкт-Петербурге, где имел чрезвычайный успех в литературных кругах. От него ждали поддержки определенного рода социально-политических взглядов и эстетических установок. Однако он не оправдал ничьих ожиданий и удалился в Ясную Поляну, где с головой ушел в проблемы народного образования. Толстой дважды побывал за границей, в 1857 и 1860-1861, отчасти из любопытства, но также с целью изучения западноевропейской методики образования. Он пришел к выводу, что российское образование неправильно в корне, в особенности образование крестьянства. Толстой оставил литературный труд и учредил школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. Начал издавать педагогический журнал, где проповедовал свои образовательные теории, и составил несколько учебников для начального обучения. В 1862, 34 лет от роду, Толстой женился на Софье Берс, восемнадцатилетней девушке из дворянской семьи. Следующие пятнадцать лет могут считаться счастливейшими в его жизни. Он оставил педагогические опыты и со всей страстью своей пылкой натуры отдался радостям семейной жизни, став отцом 13 детей. Имением он теперь управлял с завидной практичностью и с немалой выгодой. В этот же период он написал Войну и мир (1863-1869) и Анну Каренину (1873-1877). На вершине литературной славы, вскоре после завершения Анны Карениной, Толстой вступил в период глубоких сомнений и нравственных исканий. История моральных и духовных терзаний, которые едва не довели его до самоубийства, когда он тщетно стремился найти смысл жизни, рассказана в Исповеди (1879-1882). Затем Толстой обратился к Библии, в особенности к Новому Завету, и уверился, что нашел ответ на свои вопросы. В каждом из нас, утверждал он, есть способность распознавать добро. Она является живым источником разума и совести, и цель нашей сознательной жизни - в повиновении ей, то есть в делании добра. Толстой сформулировал пять заповедей, которые, как он считал, были истинными заветами Христа и которыми человек должен руководствоваться в своей жизни. Вкратце они таковы: не впадай в гнев; не поддавайся похоти; не связывай себя клятвами; не противься злому; будь равно хорош с праведными и неправедными. И будущее учение Толстого, и его жизненные поступки так или иначе соотносятся с этими заповедями. Толстой отрицал личное бессмертие и отвергал церковный авторитет, за что был отлучен от церкви; он не признавал в правах государство, поскольку оно зиждется на насилии и принуждении. Отрицал он и всякую частную собственность, ибо для ее защиты может потребоваться государственное принуждение и даже насилие. Собственное имение он отписал членам семьи и отказался от гонораров за сочинения. Единственное исключение было сделано для романа Воскресение (1899), доход от которого целиком пошел на помощь духоборам. Фактически он отрекся почти от всех своих сочинений, опубликованных до обращения, считая их никчемными, то есть чуждыми представлению о подлинном значении жизни. После обращения Толстой попытался привести свою повседневную жизнь в соответствие с новыми воззрениями. Он стал вегетарианцем, бросил курить и пить, одевался очень просто. Следуя убеждению, что каждый человек должен по мере сил сам обеспечивать себя всем необходимым, он часто трудился на полевых работах и освоил ремесло сапожника, чтобы шить себе обувь. В отношениях с женой стремился свести до минимума чувственную сторону, прежде очень существенную, чтобы приблизиться к поставленному перед собой идеалу воздержания. Толстой написал ряд статей и книг о религии, войне, патриотизме, государственном принуждении, непротивлении злу насилием и других социальных и экономических проблемах, а также занимался благотворительной деятельностью. Новое учение Толстого привлекало множество последователей, которые становились его учениками, а в некоторых случаях создавали "поселения толстовцев", чтобы общими усилиями жить в согласии с его заповедями. Однако он не доверял столь организованным действиям, так как полагал, что истина, равнозначная счастью, не может быть внушена; каждому человеку дано открыть ее лишь самому - ибо "Царство Божие внутрь вас есть" (Лк, 17:21). Люди со всего света съезжались в Ясную Поляну, чтобы увидеть и услышать седобородого мудреца. Старания Толстого жить согласно новоутвержденным заповедям привели к раздорам с женой и почти со всеми членами его многочисленной семьи. Толстой остро чувствовал болезненное противоречие между своей уютной жизнью в Ясной Поляне и той, какой он хотел бы жить - свободной от мирских забот, ясной и простой жизнью религиозного отшельника. Это противоречие, усиленное издевками над его верой, и невыносимая обстановка в семье наконец вынудили его в возрасте 82 лет тайком бежать ночью из дому в надежде обрести прибежище, где он сможет жить не по лжи и приблизиться к Богу. Через несколько дней, 7 ноября 1910, на небольшой железнодорожной станции Астапово (ныне станция Лев Толстой, Липецкая область) Толстой умер от пневмонии. В его первом опубликованном произведении, повести Детство, частью действительной, частью воображаемой истории своего детства, Толстой предстает реалистом, разве что иногда вдаваясь в философские отступления. В этом произведении явственно обнаруживается характерное свойство большинства его творений - автобиографичность. Материал для них, как правило, дает либо его собственная жизнь, либо жизнь окружающих. Продолжения этой повести - Отрочество (1854) и Юность (1857) - отчасти утрачивают волшебное очарование первой части, быть может, потому, что автор слишком сосредоточен на нравственном анализе юношеского лицемерия. Военная тема впервые появляется в кавказских рассказах Толстого Набег (1853) и Рубка леса (1855), которые предвосхищают четкостью анализа и реалистичностью жестоких описаний более разработанное изобличение романтики войны в Севастопольских рассказах. Во второй половине 1850-х и начале 1860-х годов Толстой написал несколько рассказов (Записки маркера, Два гусара, Альберт, Люцерн, Три смерти, Семейное счастье, Поликушка и Холстомер: История лошади), где его художественный пафос сосредоточивается на сугубо дидактической обработке нравственных тем. Контраст между естественным человеком и его образом жизни, с одной стороны, и испорченным, переусложненным порождением цивилизации - с другой обрел наиболее яркое художественное воплощение в повести Казаки. Негармоничная личность и городские добродетели Оленина, вчерашнего студента, сильно проигрывают в сравнении с естественностью и свободолюбием вольных казаков - обитателей станицы, в которой ему пришлось поселиться. После женитьбы Толстой около семи лет писал Войну и мир, ставший вершиной реалистического изображения в художественной словесности и одним из величайших романов в мировой литературе. В Войне и мире рассказывается история жизни пяти семейств в 1805-1814, описывается общенародное противодействие вторжению французов. На страницах эпопеи появляются аристократы и крестьяне, офицеры и рядовые армии во время боевых действий и на отдыхе, дипломаты и придворные, сцены городской и сельской жизни, сватовство, балы, охота, даже реформаторское движение и исполненные сурового реализма батальные сцены. Картины мира, семейной жизни преобладают над эпизодами войны, в их изображении сказывается тогдашняя толстовская убежденность - жизнеутверждающая, счастливая и оптимистичная - в достоинстве всех стадий естественной жизни человека: рождения, детства, созревания, любви, супружества, снова рождения и смерти. Следующий великий роман Толстого - Анна Каренина. Несмотря на то, что здесь описывалась современная жизнь, а Война и мир - роман о прошлом, повествовательный метод Толстого, стиль и обрисовка характеров не изменились. По мере развития сюжета трагическая атмосфера, окружающая внебрачную связь Анны и Вронского, постепенно сгущается. "Мне отмщение, и аз воздам" - таков эпиграф романа, а также лейтмотив всего произведения. Недозволенная любовь Анны нарушает нравственные и социальные запреты, и ее ждет расплата - отчаяние, утрата любви, а в конце концов и самоубийство. Толстой противопоставляет греховную связь Анны и Вронского счастливой любви и супружеству Левина и Кити. Однако внутренний конфликт Левина, вызванный поисками смысла жизни, его неотступные сомнения и мысли о самоубийстве, его желание уподобиться крестьянам явственно свидетельствуют о душевных муках Толстого, начавшихся еще до завершения Анны Карениной. После своего обращения в 1880 Толстой на некоторое время оставил художественную литературу и посвятил себя созданию публицистических трактатов, излагавших его религиозные, философские, нравственные и социальные воззрения. Хотя этим произведениям недостает напряженности личного переживания, характерной для Исповеди, они написаны тем же изумительным слогом и обнаруживают исключительный дар рациональной, логической и убедительной аргументации. Пожалуй, наиболее значительными из них являются Исследование догматического богословия (1879-1880) - критика церкви; В чем моя вера (1884) - обобщение буквально всех накопленных Толстым к этому времени мыслей и сочинений по вопросам религии; Так что же нам делать? (окончено в 1886) - описание наблюдений и переживаний Толстого в московских трущобах и убийственное обличение, вскрывающее причины нищеты в современном обществе; Царство Божие внутри вас (1893), где Толстой доводит до логического предела свои взгляды. Средоточием этого трактата является его теория непротивления злу насилием, и, применяя ее к деятельности различных правительств, он приходит к выводу, что все они в сущности аморальны и служат интересам богачей и сильных мира сего, угнетая народные массы посредством воинской повинности, тюремного заключения и собирания налогов. Многие сочинения направлены против того, что Толстой считал общественными пороками или злодеяниями властей: таковы статьи Для чего люди одурманиваются? (1890) - против употребления спиртных напитков и курения табака; Не могу молчать (1908) - обличение царского правительства, чинившего массовые расправы над участниками революции 1905; нередко он призывает к практическим реформам, как в Письмах о Генри Джордже (1897), где исследуется возможность решения проблемы российского землевладения посредством единого земельного налога, предложенного американским экономистом Г.Джорджем. В 1898 Толстой опубликовал трактат Что такое искусство? Произведение является искусством, утверждал он, только если оно "заражает" читателя, слушателя или зрителя душевным состоянием его творца. Если же такого сообщения соответствующих чувств не происходит, если отсутствует достигаемое путем "заражения" единение творчества и его восприятия, значит произведение искусства не состоялось. Толстой различал несколько уровней искусства; высшего достигало искусство религиозное, заражавшее людей чувствами, "проистекающими из любви к Богу и человеку". Однако, руководствуясь своими критериями, он отказывал в праве называться искусством произведениям таких авторов, как Шекспир и Р.Вагнер, а многих признавал лишь с оговорками. Большую часть своих прежних сочинений Толстой также искусством не считал - они, по его мнению, не отвечали ни нравственным, ни эстетическим требованиям. Когда же он вновь обратился к художественной литературе (еще до написания Что такое искусство?), то попытался писать в согласии со своими новыми идеалами. В этой новой манере написан целый ряд рассказов-притч Толстого - таких, как Чем люди живы (1881), Два старика (1885), Вражье лепко, а Божье крепко (1885), Много ли человеку земли надо? (1886) и Три вопроса (1903). Были написаны и рассказы в иной манере, предназначенные для образованного читателя. По стилю они ближе к прежней прозе: в них допускается обилие реалистических подробностей и психологический анализ. Лучшие из них - Записки сумасшедшего (1884-1886, не закончен) - впечатляющее, на грани мистицизма, изображение человеческого отчаяния перед лицом жизненной тщеты, и Смерть Ивана Ильича (1886), где герой - воплощение обычного человека. Осознавший неизбежность смерти, он в конце концов озаряется внутренним светом веры и любви. Одна из проблем, которые в особенности тревожили Толстого после его обращения, - проблема половая, тем более в свете его твердого убеждения, что человеческое благополучие в большой степени зависит от способности человека приближаться к идеалу воздержания. Эта тема стала центральной в двух рассказах, один из которых - Крейцерова соната (1887-1889, опубл. 1991) - приобрел всемирную известность. Весьма замечателен в художественном отношении рассказ Дьявол (1889-1890), в основу которого легло реальное происшествие в жизни Толстого, стоившее ему немалых нравственных терзаний. Это история человека, глубоко любящего свою молодую жену и все же не способного справиться с похотливым влечением к красавице-крестьянке. Самое большое и, быть может, самое известное произведение Толстого, созданное после его обращения, - роман Воскресение (1899). Это история знатного дворянина Нехлюдова, соблазнившего дворовую девушку Катюшу Маслову. Она становится проституткой, затем - осужденной за преступление, которого не совершала, и совестливый герой следует за нею в Сибирь. Его любовь спасает ее, но выйти замуж за него она отказывается. Собрание неопубликованных сочинений Толстого появилось в 1911, через год после его смерти. Иные из них, которые он сам не пускал в печать, должны быть признаны высшими достижениями его художественного творчества. Такова, например, повесть Хаджи Мурат (окончена в 1904), героем которой является неукротимый кавказский горец-воин, покидающий своих и переходящий на сторону русских, убитый при попытке пробраться домой, чтобы повидаться с сыном. Посмертное собрание включает также несколько пьес Толстого. Власть тьмы (1887), его, по всей видимости, высочайшее драматическое достижение, представляет собой жестокую трагедию из крестьянской жизни, которую Толстой считал иллюстрацией одной из своих излюбленных после обращения тем, сформулированной в подзаголовке пьесы: "Коготок увяз, всей птичке пропасть". Это означает, в частности, что проступок крестьянина Никиты, его внебрачная связь, влечет за собой один грех за другим, вплоть до смертного греха убийства. Плоды просвещения (1891) представляют собой, как ни странно, полнейшую противоположность: это - светская комедия, где Толстой использует живой, реалистичный диалог для шуточно-сатирического изображения капризов и причуд аристократического общества. Пьеса И свет во тьме светит осталась незаконченной. Заслуживает отдельного упоминания и его последняя пьеса Живой труп (1902) - история запойного пьяницы, который, терзаясь совестью по поводу своей беспутной жизни и желая хоть как-нибудь возместить вред, нанесенный его многострадальной жене, инсценирует собственную смерть, чтобы она могла выйти замуж за любимого человека.

ЛИТЕРАТУРА

Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Книга первая: Пятидесятые годы. Л., 1928 Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Книга вторая: Шестидесятые годы. М. - Л., 1931 Эйхенбаум Б. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1960 Гудзий Н.К. Л.Толстой, 3-е изд. М., 1960 Шкловский В.Б. Лев Толстой, 2-е изд. М., 1967 Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников, 2-е изд., тт. 1-2. М., 1978 Толстой Л.Н. Собрание сочинений, тт. 1-22. М., 1978-1986 Ломунов К. Жизнь Л.Толстого. М., 1981 Галаган Г. Л.Н.Толстой: Художественно-этические искания. М., 1981 Эйхенбаум Б. Молодой Толстой. - В кн.: Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987

Полезные сервисы